Искать
Общие фильтры
Только точные совпадения
Фильтр по пользовательскому типу записи
Меню
Нет товаров в корзине.
10 значимых особых мнений – от Ольги Кряжковой
Ольга Кряжкова
Ольга Кряжкова

к.ю.н., член Экспертного совета Института права и публичной политики

Когда меня попросили составить список 10 главных особых мнений судей Конституционного Суда, я подозревала, что это окажется непростой задачей. Как выбрать 10 из более чем 400? Какими критериями при этом руководствоваться? Тем более что читала я, к своему стыду, далеко не всё.

Список, который в конце концов получился, весьма субъективный и ни на какую репрезентативность не претендующий. Тем более его нельзя воспринимать как некий рейтинг индивидуальных судейских мнений. Поэтому он изложен в хронологической последовательности, а не в какой-то ещё. Хотя я и попыталась кратко объяснить, какие отличительные черты характерны именно для этих документов, правильнее будет сказать, что для меня они все представляются примером разнообразия профессиональных подходов к разрешению сложных конституционно-правовых вопросов, ответственного отношения людей к своему делу, а нередко – и их личного мужества.

 

1.  Особое мнение судьи Конституционного Суда РСФСР Э.М. Аметистова по мотивам принятия Постановления от 14 января 1992 г. проверке конституционности Указа Президента РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 289 «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР».

Первое особое мнение в истории российского конституционного правосудия, приложенное к первому же итоговому решению Суда. Судья излагает альтернативные основания для признания Указа Президента не соответствующим Конституции.

Читать

2. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина к Постановлению от 31 июля 1995 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 2137 “О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики”, Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 2166 “О мерах по пресечению деятельности незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта”, Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. № 1360 “Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооружённых формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа”, Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 г. № 1833 “Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации”».

Одно из восьми особых мнений к этому постановлению, где экспрессивно критикуется бездействие Суда при рассмотрении данного дела.

Читать

3. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Т.Г. Морщаковой к Определению от 14 июля 1998 г. № 86-О «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности’ по жалобе гражданки И.Г. Черновой».

Одно из четырёх особых мнений к этому определению, в котором судья не соглашается с решением о прекращении производства по делу и доказывает, что расплывчатые формулировки закона приводят к нарушению в ходе оперативно-розыскных мероприятий целого ряда конституционных и международно-признанных прав граждан.

Читать

4. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Н.В. Витрука к Постановлению от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации».

Суд разрешил Президенту трижды предлагать Государственной Думе одну и ту же кандидатуру председателя Правительства, притом, что отклонение кандидатуры с неизбежностью повлечёт роспуск Думы. По мнению судьи, из буквального смысла текста статьи 111 Конституции вытекает иное общее правило: каждый раз кандидатура должна быть новой.

Читать

5. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации А.Л. Кононова к Постановлению от 28.06.2007 № 8-П «По делу о проверке конституционности статьи 14.1 Федерального закона “О погребении и похоронном деле” и Положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта, в связи с жалобой граждан К.И. Гузиева и Е.Х. Кармовой».

Судья приходит к выводу, что правовые нормы, запрещающие выдачу родственникам тел погибших в ходе контртеррористической операции для захоронения, нельзя признать справедливыми и обоснованными ни с моральной, ни с правовой точки зрения.

Читать

6. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации М.И. Клеандрова относительно Постановления от 20 июля 2011 г. № 19-П «По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 3, пункта 1 статьи 8 и пункта 1 статьи 12.1 Закона Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” и статей 19, 21 и 22 Федерального закона “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации” в связи с жалобой гражданки А.В. Матюшенко».

В нём критикуется нечёткость законодательного понятия «дисциплинарный проступок судьи», применение которого на практике является произвольным и дискриминационным.

Читать

7. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации Г.А. Гаджиева по Постановлению от 2 декабря 2013 г. № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области “О транспортном налоге” в связи с запросом Законодательного Собрания Челябинской области».

Судья возражает решению Суда принять дело к рассмотрению, поскольку свою отрицательную оценку правовой норме уже дал Уставный Суд Челябинской области и её просто-напросто не существует в правовом пространстве.

Читать

8. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации С.М. Казанцева к Постановлению от 15 апреля 2014 г. № 11-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 65 Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” в связи с запросом Законодательного Собрания Владимирской области».

Судья выступил против досрочного голосования на выборах. С его точки зрения, по смыслу Конституции, ни досрочное, ни иные субсидиарные виды голосования не должны подменять собой голосование в день выборов.

Читать

9. Особое мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации В.Г. Ярославцева к Постановлению от 19 января 2017 года № 1-П «По делу о разрешении вопроса о возможности исполнения в соответствии с Конституцией Российской Федерации постановления Европейского Суда по правам человека от 31 июля 2014 года по делу “ОАО «Нефтяная компания “ЮКОС”»” против России» в связи с запросом Министерства юстиции Российской Федерации».

В нём излагаются доводы о том, почему Суд должен был признать запрос Минюста недопустимым и прекратить производство по делу.

Читать

10. Мнение судьи Конституционного Суда Российской Федерации К.В. Арановского к Постановлению от 10.12.2019 № 39-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 13 Закона Российской Федерации “О реабилитации жертв политических репрессий”, пунктов 3 и 5 статьи 7, пункта 1 части 1 и части 2 статьи 8 Закона города Москвы “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения” в связи с жалобами граждан А.Л. Мейсснер, Е.С. Михайловой и Е.Б. Шашевой».

Поддерживая идею о праве на жильё для жертв политических репрессий, судья излагает свою позицию о невозможности считать Российскую Федерацию правопреемником репрессивного советского режима.

Читать