Дело о продлении президентских полномочий
Настоящий материал (информация) произведён, распространён иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»
- Решение: Определение Конституционного Cуда №134-О от 5 ноября 1998 года
- Заявитель: Государственная Дума ФС РФ
- Толкуемая норма: ч. 3 ст. 81 Конституции РФ и п. 3 раздела второго «Заключительные и переходные положения»
- Результат: ограничение сроков президентских полномочий
Фабула
С запросом в Конституционный Cуд с просьбой уточнить сроки пребывания на посту президента Бориса Ельцина обратилась Государственная Lума. Проект обращения был подготовлен депутатами Еленой Мизулиной, Алексеем Захаровым и Адрианом Пузановским. Обращения в КС потребовала формулировка о том, что одно и то же лицо не может занимать президентский пост более двух сроков подряд.
Борис Ельцин впервые был избран на пятилетний президентский срок 12 июня 1991 года ещё по старой Конституции РСФСР, которая перестала действовать в 1993 году. В новой российский Конституции появилась норма об ограничении полномочий главы государства двумя сроками подряд. Неопределённость, с которой депутаты обратились в КС, состояла в том, нужно ли засчитывать время правления Бориса Ельцина с 1991 по 1995 годы при определении возможности переизбрания в третий раз. Сам Ельцин говорил, что не пойдёт на выборы 2000 года, но заявления его пресс-секретаря о легитимности самого факта участия в выборах заставляли сомневаться в планах президента.
Суть решения
Конституционный Суд определил срок президентства Бориса Ельцина с 1996 по 2000 годы как второй, что запрещало ему баллотироваться на предстоящих выборах. Среди правоприменительных решений, подтверждающих такую логику, КС привёл назначение Советом Федерации выборов на 16 июня 1996 года с однозначной формулировкой, подразумевающей, что «истёк первый конституционный срок полномочий Президента Российской Федерации». Все документы, по мнению КС, говорили о том, что действовавший президент перед выборами рассматривался «как кандидат на эту должность именно на второй срок»: «Указанные решения не подвергались сомнению и не оспаривались, в том числе ни им самим, ни другими кандидатами», – говорится в определении.
Особое мнение
Особое мнение по делу высказала судья Тамара Морщакова, которая посчитала, что спор о сроках Бориса Ельцина должен был разрешать не Конституционный Суд, а правоприменители – Центральная избирательная комиссия, а в случае несогласия сторон с её решением – Верховный Суд.
«Рассмотрение Конституционным Судом поставленного Государственной Думой вопроса до и вместо правоприменителей, которым надлежало бы разрешить указанную гипотетическую ситуацию, если бы она вообще возникла, является вмешательством в такой правоприменительный процесс и противоречит идее прямого действия Конституции Российской Федерации», – говорится в особом мнении. По мнению Тамары Морщаковой, у КС не было достаточных оснований ни для вынесения запроса Государственной Думы на рассмотрение, ни для углубления оценки этих правовых вопросов в процедуре конституционного судопроизводства, ни тем более для её решения по существу в определении о прекращении производства по делу.
Что было дальше
Помимо запрета участия Бориса Ельцина в выборах 2000 года, определение Конституционного Суда подтвердило возможность избираться президенту на большее количество сроков, если они следуют не друг за другом. Этой возможностью смог воспользоваться Владимир Путин, уступивший в 2008 году пост главы государства Дмитрию Медведеву.
10 марта 2020 года депутат Госдумы от «Единой России» Валентина Терешкова предложила после принятия поправок к Конституции «обнулить» президентские сроки и дать действующему президенту Владимиру Путину право, «как и любому гражданину», снова избираться. Поправка вызвала широкий резонанс и спровоцировала множество сравнений с ситуацией Бориса Ельцина в 1998 году.
Один из сопредседателей рабочей группы по подготовке поправок в Конституцию 2020 года, комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников заявлял, что такое сравнение некорректно, поскольку своим решением Конституционный Суд в 1998 году только указал: никакой неясности в понимании, что Борис Ельцин занимает свою должность второй срок подряд.
Фракцию «Яблоко» в Конституционном Суде представляла Елена Мизулина, которая говорила, что рассмотрение вопроса о президентских сроках «важно как прецедент»: «Если мы оставим в действующей Конституции норму, при которой возможно пребывание президентом более двух сроков подряд, мы получим диктатуру. А вслед за диктатурой, как показывает мировой опыт, следует революционная ситуация». Спустя почти 22 года её позиция поменялась. «У нас сильнейший президент, которого во всем мире боятся и с ним считаются», – заявила Елена Мизулина на заседании Совета федерации, поддержав предложение об «обнулении» президентских сроков весной 2020 года.
Конституционный Суд спустя более 20 лет тоже не обнаружил общего между ситуациями, сложившимися с Борисом Ельциным и Владимиром Путиным. Оценивая поправку об обнулении президентских сроков в 2020 году, КС уточнил, что решение вопроса о предельном числе сроков полномочий президента обусловлено балансом конституционных ценностей, а дополнительную легитимность процессу должно было придать общероссийское голосование за поправки, прошедшее летом 2020 года.