КС РФ сокращает своё участие в международных организациях по конституционному правосудию

Настоящий материал (информация) произведён, распространён иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»

Ольга Кряжкова
Ольга Кряжкова
Член Экспертного совета Института, кандидат юридических наук; доцент Российского государственного университета правосудия.


С 4 по 7 октября на Бали проходит 5-й конгресс Всемирной конференции по конституционному правосудию. В этом году на нем не будет представителей ни российского, ни украинского конституционных судов. И это несмотря на то, что в этом году тема конгресса особенно говорящая – «Конституционное правосудие и мир». Мир в смысле peace, а не world. 

Позавчера исполняющий обязанности председателя КС Украины направил членам Всемирной конференции и участникам конгресса обращение с призывом прекратить членство российского КС в этой организации. Какими событиями оно продиктовано, пояснять вряд ли нужно. А двумя днями ранее он уведомил организатора, что украинского КС на конгрессе не будет, потому что конституционные суды России и Беларуси всё ещё являются членами Конференции. 

Вспомним о том, как развивалось участие российского КС в деятельности международных объединений конституционных судов. 

Первой такой организацией, в которую КС России вступил в 1996 году как полноправный член, стала Конференция европейских конституционных судов. Суд вышел из Конференции 5 марта 2022 года, заявив о том, что она «оказалась не в состоянии дистанцироваться от участия в решении политических вопросов». Днём раньше была запущена процедура приостановки членства КС России в Конференции. Конференция европейских конституционных судов состоит из 40 полноправных членов и одного ассоциированного члена (Беларусь). 

В 1997 году КС России выступил в качестве одного из учредителей на постсоветском пространстве Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. В 2011 она была переименована в Конференцию органов конституционного контроля стран новой демократии, а в 2019-м – в Евразийскую ассоциацию органов конституционного контроля. Всего в Ассоциации 9 членов, один из которых к бывшим республикам СССР не относится (Монголия). 

С 2009 года российский КС является учредителем и полноправным членом той самой Всемирной конференции по конституционному правосудию. Она насчитывает сейчас в общей сложности 119 членов. В 2017 году в Вильнюсе проходил 4-й конгресс Всемирной конференции, на который судей КС России не пустили литовские власти из-за постановления 2014 года об одобрении присоединения Крыма к России. 

С 2011 года Суд считается полноправным членом Ассоциации азиатских конституционных судов, в которую объединены 20 органов конституционного контроля – от Афганистана до Узбекистана. 

А в 2018 года КС России стал членом-наблюдателем Конференции африканских конституционных юрисдикций. В списке членов Конференции 48 органов конституционного контроля африканского континента и ещё 3 члена-наблюдателя не из Африки. Кроме КС России, это Федеральный Верховный суд Бразилии и КС Турции. 

На второй день конгресса Всемирной конференции по конституционному правосудию на сайте КС России появилось сообщение, что Суд с 4 октября 2022 года выходит и оттуда. Мотивировано это тем, что площадку Конференции используют для того, чтобы сделать Суд объектом политизированной антироссийской оценки сообществом конституционных судов и эквивалентных институтов и подвергнуть его санкции за правовые позиции, выраженные при осуществлении своих полномочий в соответствии с Конституцией Российской Федерации. 

На сайте КС России указано, что эти же обстоятельства заставили его выйти из Конференции европейских конституционных судов.

Насколько известно, ни из Конференции европейских конституционных судов, ни из Всемирной конференции по конституционному правосудию до КС России ещё никто не выходил, что делает эту ситуацию уникальной и по-своему интересной.