«Обнуление» президентских сроков в Казахстане и России: сходства и различия

Настоящий материал (информация) произведён, распространён иностранным агентом Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики» либо касается деятельности иностранного агента Автономная некоммерческая организация «Институт права и публичной политики»

Александр Кальва, юрист Института права и публичной политики

Как в Казахстане изменили Конституцию

1-го сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев обратился к гражданам с предложением изменить срок полномочий президента и провести досрочные выборы. Уже через две недели Парламент принял закон о внесении изменений и дополнений в Конституцию, а 21 сентября президент своим указом назначил досрочные выборы на 20 ноября 2022 года.

Поправки о президентстве получились лаконичны – срок полномочий меняется с пяти лет до семи, а количество возможных сроков – с двух раз подряд до одного. Срок президентских полномочий увеличивается, но одно лицо не сможет побывать в президентском кресле дважды даже после «рокировки». Чтобы увековечить эту поправку в Конституции было установлено, что положения о сроке и невозможности переизбрания президента «являются неизменными».

Конституционный Совет Казахстана одобрил законопроект и отметил, что изменения об однократном семилетнем сроке президента направлены на недопущение монополизации власти. При этом поправки получили особую конституционно-правовую защиту – оговорка об их неизменности означает, что  «изменить» новые положения можно только приняв новую Конституцию.

Стоит ли ожидать «обнуления» сроков президента?

Досрочные выборы в Казахстане — совсем не редкость. Во время своего президенства Нурсултан Назарбаев проводил их трижды — в 2011, 2015 и 2019 годах.

Токаев занимает должность президента первый срок. По предыдущей редакции Конституции он мог избираться и на второй срок, а чтобы иметь возможность переизбраться по новой редакции, пришлось устроить небольшое «обнуление» – вместе с прочими изменениями в Конституции внесли оговорку, позволяющую действующему президенту переизбраться на второй срок в обход новой статьи о его однократности.

При этом нельзя сказать, что внесением поправок президент продлит себе полномочия больше возможного по прежней редакции Конституции. Токаев стал президентом в 2019 году, по действующей редакции он занимал бы свой пост до 2024, а затем мог бы переизбраться до 2029. В сумме получилось бы два срока по пять лет, итого — десять. Сейчас же президент прекратит свои полномочия в 2022 и опять же сможет их продлить до 2029. Выходят те же самые цифры. От перемены мест слагаемых конституционно-правовая сумма не изменится.

Сравнимы ли казахстанское и российское обнуление?

Значительная часть «поправки» к Конституции России 2020 года тоже касалась института президентства. Напомним, шестилетний срок и допустимость избираться дважды остались, но также, как сейчас в Казахстане, пропало слово «подряд». В Конституциях обеих стран сроки полномочий действующих президентов обнулились. Однако если смотреть на персоналии, то разница становится очевидной. Поправки Токаева не продлили допустимый срок его полномочий при переизбрании, но в России «бабушкина оговорка» позволила Путину, занимающему во второй раз после перерыва два срока подряд, переизбраться еще на 12 лет, обойдя положения как новой, так и старой редакции Конституции.

Что можно сказать о демократичности поправки о президентском сроке?

Сменяемость власти является одним из основополагающих демократических принципов. Статья 21 Всеобщей декларации прав человека и статья 25 Международного пакта о гражданских и политических правах закрепляют необходимость проведения периодических выборов. Следовательно, в базовых международных актах не говорится о том, сколько раз одно и то же лицо может быть переизбрано, но отмечается, что со временем власть должна меняться.

Семилетний срок полномочий президента в Казахстане не является прецедентно большим, такой же установлен в Азербайджане, Руанде, Таджикистане и некоторых других странах.

Таким образом установление однократного семилетнего срока полномочий президента с точки зрения международного права и зарубежной практики соответствует принципу сменяемости власти. Но так ли это на самом деле сможет оценить только сам народ Казахстана.