Искать
Общие фильтры
Только точные совпадения
Фильтр по пользовательскому типу записи
Экспертный проект предложений по внесению поправок в Конституцию России: в поиске вариантов реализации ее правовых принципов
Институт права и публичной политики

Институт права и публичной политики

Поделиться в facebook
Поделиться в twitter
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в telegram

Представляемая экспертная разработка, в которой излагается ряд решений, нацеленных на развитие Основного правового документа страны, Конституции Российской Федерации, являет собой необычный жанр, хотя и изложен авторами в актуализированной в данный момент форме Федеральных законов о поправке к Конституции.  Внесение в такие акты высшей юридической силы в национальных правовых системах поправок объективно обусловливается целью развития конституционализма как правовой реальности.

В связи с этим должна быть объяснена необычность данной инициативной экспертной работы и конкретного целевого значения текста поправок, который ориентирован на строгие юридические каноны и отвечает правилам составления документов такого рода.

В реальной ситуации, когда предпринимаются официально заявленные шаги конституционной реформации, нельзя согласиться с тем, что это вызвано недостаточным потенциалом действующей российской Конституции.  Ее возможности по стимулированию правового развития страны не исчерпаны, многое из провозглашенного ею до сих пор не воспринималось даже в качестве реальных задач. И поэтому действительно требуется охрана Конституции. Попытки преодоления ее «недостатков», вместо преодоления отступлений от ее принципов, потенциально деструктивны. Эффективным может быть осуществление программируемых Конституцией правовых практик.

Данный экспертный проект обусловлен не критикой действующего Основного закона. Вместе с тем в нем не ставится и цель критики официально внесенной законодательной инициативы о конституционных поправках – они не получили обоснования с точки зрения их соответствия действующим неизменяемым конституционным положениям.  Предлагаемый документ по своему содержанию не   является и вариантом «поправок к поправкам» – последнее было бы неуместным по отношению к «исправлениям» Конституции в противоречие ее неизменяемым основам  или  по отношению к  таким планируемым   мерам, регулирование которых не соответствует   конституционному уровню.

Смысл предложения представителями     юридического сообщества экспертного  проекта Федерального закона о поправках  к Конституции  состоит в том, чтобы  обозначить, какие решения конституционного  значения могли бы в государственном масштабе служить преодолению  неправовых  представлений и  законодательных тенденций,   препятствующих  достижению целей конституционного развития страны  как правового, демократического  государства.

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 О полномочиях Президента Российской Федерации

Статья 1

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и изложенную в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» (Российская газета, 1993, 25 декабря; 2008, 31 декабря) следующие изменения:

1) в статье 80:

а) часть 3 исключить;

б) часть 4 считать соответственно частью 3;

2) в статье 81:

 часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.»;

3) в статье 83:

а) пункт «а» изложить в следующей редакции:

«а) назначает по представлению Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;»;

б) дополнить пунктом «а1» следующего содержания:

«а1) в случае непредставления Государственной Думой кандидатуры Председателя Правительства Российской Федерации назначает по своему усмотрению Председателя Правительства Российской Федерации сроком на шесть месяцев или распускает Государственную Думу и назначает новые выборы;»;

в) пункт «б» изложить в следующей редакции:

«б) принимает или отклоняет заявление Председателя Правительства Российской Федерации об отставке; с согласия Государственной Думы принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации; отправляет Правительство Российской Федерации в отставку в случае выражения ему Государственной Думой недоверия или отказа в доверии; отправляет в отставку члена Правительства Российской Федерации, которому Государственная Дума выразила недоверие;»;

г) пункт «в» изложить в следующей редакции:

«в) по предложениям Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров и руководителей федеральных служб, кроме ведающих вопросами иностранных дел, обороны, разведки и контрразведки, внутренних дел, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;»;

д) пункт «д» изложить в следующей редакции:

«д) с согласия Совета Федерации назначает на должность и освобождает от должности федеральных министров и руководителей федеральных служб, ведающих вопросами иностранных дел, обороны, разведки и контрразведки, внутренних дел, юстиции, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности;

е) пункт «е» исключить;

ж) пункт «е1» изложить в следующей редакции:

«е1) назначает по представлению Совета Федерации Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации;».

Статья 2

  1. Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации применяется к Президенту Российской Федерации, избранному после вступления поправки в силу.
  2. Вступление в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации не изменяет исчисление срока пребывания в должности ранее избранного Президента Российской Федерации.

Статья 3

  1. Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
  2. Признать утратившей силу с момента вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации часть 1 статьи 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года № 6-ФКЗ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» (Российская газета, 2008, 31 декабря).

Президент
Российской Федерации

  

 

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О порядке избрания Совета Федерации и полномочиях палат
Федерального Собрания Российской Федерации

 

Статья 1

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и изложенную в редакции Законов Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, № 0001201402060001) и от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, № 0001201407220002) следующие изменения:

1) в статье 95:

а) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, избираемые гражданами Российской Федерации, постоянно или временно проживающими в соответствующем субъекте Российской Федерации, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.»;

б) части 3 и 4 признать утратившими силу;

в) часть 5 считать соответственно частью 3;

 

2) часть 2 статьи 96 изложить в следующей редакции:

«2. Порядок выборов членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.»;

 

3) в части 1 статье 102:

а) пункт «ж» исключить;

б) пункт «з» части 1 изложить в следующей редакции:

«з) представление Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность Генерального прокурора Российской Федерации; по предложению Президента Российской Федерации освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;»;

 

4) в части 1 статьи 103:

а) пункт «а» изложить в следующей редакции:

«а) внесение Президенту Российской Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Правительства Российской Федерации;

б) дополнить пунктом «а следующего содержания:

«а1) дача согласия Президенту Российской Федерации при его обращении об отставке Правительства Российской Федерации;»;

в) пункт «б» изложить в следующей редакции:

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации и отдельным членам Правительства Российской Федерации;»;

 

5) в статье 109:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 111 Конституции Российской Федерации.»;

б) часть 3 исключить;

в) часть 4 считать соответственно частью 3.

Статья 2

Члены Совета Федерации, наделенные полномочиями до вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, сохраняют данные полномочия до истечения срока их окончания.

Статья 3

  1. Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
  2. Признать утратившими силу с момента вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации:

1) пункты 2 и 3 статьи 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, № 0001201402060001);

2) пункт 2 статьи 1 и статью 2 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 22 июля, № 0001201407220002).

Президент
Российской Федерации

 

 

 

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 О порядке формирования Правительства Российской Федерации

 

Статья 1

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (Российская газета, 1993, 25 декабря) следующие изменения:

1) статью 110 изложить в следующей редакции:

«1. Федеральную исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Система федеральных органов исполнительной власти устанавливается федеральным законом.

  1. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров и руководителей федеральных служб.»;

 

2) статью 111 изложить в следующей редакции:

«1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации по представлению Государственной Думы.

  1. Представление о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее 21 дня после первого заседания вновь избранной Государственной Думы или 14 дней после отставки Правительства Российской Федерации.
  2. Если в течение установленного срока Государственная Дума не внесет представление о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации, Президент Российской Федерации вправе самостоятельно назначить Председателя Правительства Российской Федерации сроком на шесть месяцев или распустить Государственную Думу и назначить дату новых выборов.
  3. За 14 дней до истечения срока, на который Председатель Правительства Российской Федерации был самостоятельно назначен Президентом Российской Федерации, Государственная Дума вносит представление о кандидатуре для назначения на должность Председателя Правительства Российской Федерации. Если Государственная Дума не внесет в указанный срок представление, Правительство Российской Федерации считается окончательно сформированным.»;

 

3) в статье 115 исключить часть 3;

 

4) статью 116 изложить в следующей редакции:

«Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия перед вновь избранной Государственной Думой.»;

 

5) статью 117 изложить в следующей редакции:

«1. Председатель Правительства Российской Федерации может подать Президенту Российской Федерации заявление об отставке. Отставка Председателя Правительства влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

  1. Президент Российской Федерации по собственной инициативе вправе отправить Правительство Российской Федерации в отставку. В этом случае он обращается в Государственную Думу с предложением о даче согласия с отставкой Правительства Российской Федерации.
  2. Президент Российской Федерации обязан немедленно отправить Правительство Российской Федерации в отставку, если Государственная Дума выразит ему недоверие или откажет в доверии, вопрос о котором вправе поставить Правительство Российской Федерации. Постановление о недоверии или об отказе в доверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Государственная Дума по инициативе одной пятой ее депутатов может поставить вопрос о недоверии члену Правительства Российской Федерации. Постановление о недоверии принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Президент Российской Федерации обязан немедленно уволить от должности члена Правительства Российской Федерации в случае выражения ему недоверия.

  1. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.».

Статья 2

Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации применяется к Правительству Российской Федерации, формируемому после выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, безотносительно истечения срока полномочий Правительства Российской Федерации, сформированного до вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

 

Статья 3

Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.

Президент
Российской Федерации

 

 

 

 

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О ПОПРАВКЕ К КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О судебной власти в Российской Федерации

 

Статья 1

Внести в Конституцию Российской Федерации, принятую всенародным голосованием 12 декабря 1993 года и изложенную в редакции Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, № 0001201402060001) следующие изменения:

 

1) статью 77 дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. В субъектах Российской Федерации создаются должности мировых судей и могут быть учреждены конституционные (уставные) суды. К компетенции конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации могут быть отнесены дела о соответствии конституции (уставу) субъекта Российской Федерации законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации.»;

 

2) пункт «е» статьи 83 изложить в следующей редакции:

«е) назначает одну треть от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации; назначает по представлению Совета Федерации судей Верховного Суда Российской Федерации; назначает судей иных федеральных судов;»;

 

3) пункт «ж» части 1 статьи 102 изложить в следующей редакции:

«ж) назначение на должность одной трети от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации; внесение Президенту Российской Федерации представлений о назначении судей Верховного Суда Российской Федерации;»;

 

4) статью 103 дополнить пунктом «в1» следующего содержания:

«в1) назначение одной трети от общего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации;»;

 

5) в статье 118:

а) часть 3 изложить в следующей редакции:

«3. Судебная система в Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Она состоит из федеральных судов и судов субъектов Российской Федерации. Создание чрезвычайных судов не допускается.»;

 

6) статью 121 дополнить частью 3 следующего содержания:

«3. Судья не может быть отрешен от должности иначе как на основе проверки в судебном разбирательстве выдвинутых против него обвинений, подтверждающих основания для лишения полномочий.»;

 

7) часть 3 статьи 123 изложить в следующей редакции:

«3. По уголовным делам о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание свыше трех лет лишения свободы, – по ходатайству обвиняемого – судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство по другим уголовным, а также гражданским и административным делам,  может осуществляться с участием присяжных заседателей либо с привлечением    граждан к участию в нем в  иных формах».

 

8) в статье 125:

а) часть 1 изложить в следующей редакции:

«1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 21 судьи, назначаемых на паритетной основе Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой.»;

б) часть 2 дополнить пунктом «д» следующего содержания:

«д) постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам разъяснения судебной практики.»;

в) часть 4 изложить в следующей редакции:

«4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам граждан и их объединений на нарушение их конституционных прав и свобод разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов, применённых судом в конкретном деле.»;

г) дополнить частью 41 следующего содержания:

«41. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам судов разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов и иных нормативных актов, подлежащих применению соответствующим судом в конкретном деле.»;

д) дополнить частью 51 следующего содержания:

«51. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации, а также группы численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы проверяет соответствие внесенных ими проектов законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации главам 1, 2 и 9 настоящей Конституции перед их внесением в Государственную Думу.»;

е) часть 6 дополнить абзацами вторым, третьим и четвертым следующего содержания:

«Судебные акты по делам заявителей, принятые на основании законов и иных нормативных актов, признанных неконституционными, или примененных в противоречащем Конституции Российской Федерации истолковании, утрачивают силу по решению Конституционного Суда Российской Федерации. Дальнейшее восстановление нарушенных конституционных прав и свобод заявителя осуществляется в установленном законом порядке.

Судебные акты по делам лиц, не являвшихся участниками конституционного судопроизводства, утрачивают силу на основании решений судов, осуществляющих пересмотр дел в установленном законом порядке.

Проекты Законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, признанные неконституционными, не подлежат дальнейшему рассмотрению и принятию.»;

 

9) статью 128 изложить в следующей редакции:

«Статья 128

  1. Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Совета Федерации. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
  2. Председатели и заместители председателей федеральных судов избираются из состава судей этих судов на срок, установленный федеральным конституционным законом, без права повторного избрания на очередной срок.
  3. Мировые судьи избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в порядке, установленном федеральным законом.
  4. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, иных федеральных судов и мировых судей устанавливаются федеральным конституционным законом. Полномочия, порядок образования и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации.».

 

Статья 2

  1. Председатели, заместители председателей и судьи федеральных судов, мировые судьи, назначенные на должности до вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации, сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были назначены.
  2. Назначение на должность недостающего числа судей Конституционного Суда Российской Федерации происходит в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.
  3. Назначение на вакантные должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, открывающиеся в связи с прекращением полномочий судей Конституционного Суда Российской Федерации, назначенных на основе ранее действовавшего законодательства, осуществляется в порядке очередности Президентом Российской Федерации, Советом Федерации и Государственной Думой. В дальнейшем назначение на вакантную должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации осуществляется органом, назначавшим судью, полномочия которого прекращаются.
  4. Председатели и заместители председателей федеральных судов не могут участвовать в качестве кандидатов в первых выборах на данные должности, проводимых после вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации.

 

Статья 3

  1. Настоящий Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования после одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
  2. Признать утратившим силу с момента вступления в силу настоящего Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации пункт 9 статьи 1 Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 5 февраля 2014 года № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2014, 6 февраля, № 0001201402060001).

Президент
Российской Федерации