Искать
Общие фильтры
Только точные совпадения
Фильтр по пользовательскому типу записи
Меню
Нет товаров в корзине.
Дело о предъявлении дополнительных материалов к иску об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты

Постановление от 20 января 2021 года № 2-П по делу о проверке конституционности части 1 статьи 46, частей 1 и 3 статьи 62, части 4 статьи 240 и части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

Правовые категории в Постановлении: административный процесс; оспаривание решений избирательной комиссии; регистрация кандидата; дополнительные основания иска; процессуальные сроки.

Заявитель: гражданка Л.В. Тухта (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: часть 1 статьи 46 и часть 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства РФ.

На их основании суд, рассматривая административное дело об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты представительного органа публичной власти (кандидата на выборную должность), разрешает вопрос о рассмотрении дополнительных оснований административного иска, заявленных административным истцом после истечения десятидневного срока для обращения с иском.

Позиция заявителя: оспариваемые законоположения не соответствуют части 2 статьи 118 и части 2 статьи 120 Конституции РФ.

Оспариваемые нормы ограничивают право административного истца на дополнение либо изменение оснований административного иска по истечении указанного срока. Кроме того, они допускают ограничение принципа активной роли суда при рассмотрении судами соответствующих административных дел.

Итоговый вывод решения: оспариваемое положение не противоречат Конституции РФ.

Оспариваемые нормы не исключают право административного истца после истечения соответствующего срока изменить (дополнить) основания административного иска до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение по существу в суде первой инстанции и не исключают возможность удовлетворения судом административного иска по данным изменённым (дополнительным) основаниям. При этом суд не лишён возможности при выдвижении административным истцом таких дополнительных оснований принять во внимание их правовую обоснованность и подтверждённость допустимыми и относимыми доказательствами и – с учётом этого, а также временных рамок избирательного процесса и необходимости оперативного разрешения дела – решить вопрос о необходимости истребования доказательств.

Выявленный конституционно-правовой смысл оспариваемых положений является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Мотивы решения. Изменение основания административного иска предназначено для устранения упущений поданного истцом заявления, а также для учёта им обстоятельств, которые были выявлены в период рассмотрения административного дела судом первой инстанции. Право административного истца, являющегося кандидатом в депутаты (на выборную должность), изменить основание иска об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации другого кандидата значимо, кроме прочего, потому, что ряд доказательств по делу, от которых зависит содержание исковых требований, зачастую могут находиться у административного ответчика – избирательной комиссии, а также у уполномоченных органов и должностных лиц.

Сложившееся в судебной практике толкование оспариваемых положений означает фактический пересмотр введённого законом срока осуществления административным истцом права на изменение (дополнение) основания иска. В силу такого толкования административный истец может оказаться лишённым права на изменение (дополнение) оснований иска ещё до того, как суд приступит к рассмотрению административного дела по существу, и даже до того, как суд примет это исковое заявление к рассмотрению.

Между тем право на судебную защиту включает в себя не только право на обращение в суд, но и возможность эффективно пользоваться теми полномочиями стороны, которые даёт ей процессуальное законодательство. В процессе осуществления дискреционных полномочий по определению состава, соотношения и приоритета норм, подлежащих применению в конкретном деле, суды должны следовать такому варианту их интерпретации, при котором исключается ущемление гарантируемых Конституцией Российской Федерации прав и свобод (см.: постановления от 23 февраля 1999 года № 4-П, от 23 января 2007 года № 1-П, от 21 января 2019 года № 6-П и др.).

Акты международного права, использованные в Постановлении: Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств (подпункт «е» пункта 2 статьи 10).