Искать
Общие фильтры
Только точные совпадения
Фильтр по пользовательскому типу записи
Меню
Нет товаров в корзине.
Постановление от 21 апреля 2020 года № 19-П по делу о бессрочном включении лесопользователей в реестр недобросовестных арендаторов и покупателей

Правовые категории в Постановлении: свобода экономической деятельности; лесопользование; реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; бессрочное лишение права.

Заявитель: ООО «Горизонт» (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: статья 98.1 Лесного кодекса РФ, поскольку в системе действующего правового регулирования ею обусловлено решение вопроса о включении информации об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, с которыми договор аренды лесного участка расторгнут по основанию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 619 ГК РФ, в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений.

Позиция заявителя: оспариваемое положение противоречит статье 19 и части 3 статьи 55 Конституции, поскольку оно, не устанавливая срока, на который информация о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе подлежит включению в соответствующий реестр, порождает в системе действующего правового регулирования бессрочное лишение таких субъектов возможности заключать договоры аренды лесных участков для ведения хозяйственной деятельности.

Итоговый вывод решения: признать оспариваемое положение не соответствующим Конституции, её части 3 статьи 17, частям 1 и 2 статьи 19, части 1 статьи 34 и части 3 статьи 55, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования включение информации об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, с которыми договор аренды лесного участка расторгнут по основанию, установленному пунктом 3 части 1 статьи 619 ГК РФ, в реестр недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений влечёт бессрочное ограничение прав указанных субъектов в сфере хозяйственного лесопользования, в том числе права заключать договоры аренды лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Федеральному законодателю надлежит не позднее 1 января 2021 года внести в правовое регулирование необходимые изменения.

Правоприменительные решения, вынесенные в отношении заявителя на основании оспариваемого положения, признанного неконституционным, подлежат пересмотру после внесения в правовое регулирование необходимых изменений, если для этого нет иных препятствий.

Мотивы решения. Учитывая ценность природных ресурсов для нынешнего и будущих поколений, соединённых общей судьбой на своей земле, необходимость разумного баланса публичных и частных начал при обеспечении эффективной защиты лесов как одного из важнейших факторов окружающей среды, правовое регулирование в этой сфере должно основываться на принципе приоритета публичных интересов, предполагающем, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство, ответственность субъектов хозяйственной деятельности, связанной с использованием лесов, за соблюдение установленного лесным законодательством правопорядка и их публичные обязательства по восполнению части лесного фонда, утраченной в результате хозяйственной деятельности (см.: постановления от 13 октября 2015 года № 26-П и от 25 октября 2016 года № 21-П, Определение от 15 января 2015 года № 5-О).

Не конкретизированное по времени ограничение в доступе к использованию природных (лесных) ресурсов, равно как и в свободном распоряжении своими способностями и имуществом в этой сфере, не может предопределяться одним лишь фактом расторжения договора аренды лесного участка судом, притом что действия (бездействие) арендатора, с которыми данное законоположение связывает право арендодателя требовать расторжения договора в судебном порядке, не влекут, как правило, причинения ущерба окружающей среде.

Ведение реестра недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений (и включение в него, помимо прочего, сведений об индивидуальных предпринимателях и юридических лицах, более двух раз подряд не внёсших арендную плату в установленный договором срок), не будучи по своей природе разновидностью юридической ответственности, является разумной предупредительно-обеспечительной мерой, направленной на отстранение от участия в хозяйственном использовании лесных ресурсов тех субъектов, чьё прежнее противоправное поведение свидетельствует о дополнительных рисках, которыми чревато заключение с ними новых лесопользовательских соглашений. Отсутствие каких-либо положений о сроке, на который информация об арендаторе (индивидуальном предпринимателе или юридическом лице) подлежит включению в рассматриваемый реестр, связанные с этим правоограничения приобретают для такого лица бессрочный характер. Законодательное умолчание о сроках, по истечении которых помещённая в данный реестр информация должна исключаться из него, порождает конституционно значимые сомнения относительно обоснованности избранного законодателем правового режима ведения данного реестра, особенно на фоне юридических параметров аналогичных реестров, в том числе в сфере использования природных ресурсов.