Искать
Общие фильтры
Только точные совпадения
Фильтр по пользовательскому типу записи
Меню
Нет товаров в корзине.
Постановление от 22 апреля 2020 года № 20-П праве родителя совершеннолетнего ребёнка-инвалида получать повышенную страховую пенсию по старости

Правовые категории в Постановлении: социальное государство; право на социальное обеспечение; страховые пенсии; фиксированная выплата к страховой пенсии; нетрудоспособный член семьи; иждивение; правовая определённость.

Заявитель: гражданка И.К. Дашкова (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: часть 3 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», поскольку на её основании в нормативном единстве с иными положениями данного Закона решается вопрос о праве родителя инвалида с детства, фактически продолжающего осуществлять необходимые постоянный уход и помощь (надзор) такому инвалиду, на сохранение установленной повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным.

Позиция заявителя: оспариваемое положение противоречит части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьям 18, 19 и частям 1 и 3 статьи 55 Конституции, поскольку его истолкование судами предполагает необходимость доказывания факта нахождения на иждивении матери признанного судом недееспособным инвалида с детства I группы, при наличии в судебной практике решений, принятых исходя из презумпции такого иждивения, что свидетельствует о неопределённости его содержания.

Итоговый вывод решения: признать оспариваемое положение не соответствующим Конституции, её частям 1 и 2 статьи 19, части 1 статьи 39, поскольку оно в силу неопределённости нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное истолкование и возможность произвольного применения, – допускает различный подход к решению вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной такому родителю, притом что он фактически продолжает осуществлять необходимые данному инвалиду с детства постоянный уход и помощь (надзор).

Федеральному законодателю надлежит в срок не позднее шести месяцев со дня вступления Постановления в силу принять меры по устранению неопределённости нормативного содержания оспариваемого. Признанное неконституционным оспариваемое положение утрачивает силу с момента введения в действие нового правового регулирования.

Правоприменительные решения, принятые по делу заявителя на основании оспариваемого положения в той мере, в какой оно признано неконституционным, подлежат пересмотру.

Мотивы решения. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности представляет собой способ материальной компенсации иждивенческой нагрузки получателя соответствующей пенсии. Состояние иждивенства инвалида с детства подразумевает, помимо его нетрудоспособности, также получение им от своего родителя помощи, являющейся для него постоянным и основным источником средств к существованию, при этом учитывается наличие у инвалидов с детства собственного источника дохода в виде социальной пенсии по инвалидности, а также иных предусмотренных законодательством выплат.

В случае продолжения фактического осуществления родителем ухода за своим ребёнком-инвалидом после достижения им совершеннолетия и отнесения его к категории «инвалид с детства» право на повышенную фиксированную выплату к установленной данному родителю страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности сохраняется за ним лишь при условии, что его совершеннолетний ребёнок, признанный инвалидом с детства, по-прежнему находится на его иждивении. Это актуально и в отношении родителя инвалида с детства, признанного судом недееспособным и нуждающегося в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре). При этом такой родитель – в силу его конституционной обязанности, а также биологической и социальной связи со своим ребёнком-инвалидом, совместного проживания с ним и ведения общего хозяйства – по-прежнему несёт сопряжённые с таким уходом значительные материальные затраты в целях поддержания жизнеобеспечения данного инвалида и удовлетворения его специфических нужд и потребностей, которые могут не покрываться за счёт доходов самого инвалида и по этой причине фактически возлагаются на его родителя, в том числе в случаях, когда он сам является получателем пенсии.

Различное понимание судами условий признания инвалидов с детства находящимися на иждивении своих родителей в целях решения вопроса о наличии у этих родителей права на повышение фиксированной выплаты к установленной им страховой пенсии по старости свидетельствует о неопределённости оспариваемого положения, позволяющей принимать прямо противоположные решения, в том числе учитывая одно лишь формальное превышение размера дохода инвалида с детства над размером дохода его родителя, что порождает нарушение конституционных принципов правовой определённости и равенства.