Искать
Общие фильтры
Только точные совпадения
Фильтр по пользовательскому типу записи
Меню
Нет товаров в корзине.
Постановление от 23 июля 2020 года № 39-П по делу о проверке конституционности пункта 1 части 1 статьи 61 и части 5 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Правовые категории в Постановлении: право на образование; общее образование; обучение по профильной образовательной программе; индивидуальный отбор для обучения; автономия образовательных организаций.

Заявитель: гражданин И.И. Пикулина. (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: пункт 1 части 1 статьи 61 и часть 5 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Для лиц, не прошедших индивидуальный отбор для обучения по профильной (с углублённым изучением отдельных предметов) образовательной программе, на основании данных законоположений решает вопрос о возможности продолжения обучения по такой программе среднего общего образования в общеобразовательной организации, в которой такие лица успешно прошли обучение по программе основного общего образования.

Позиция заявителя: оспариваемые нормы не соответствуют части 1 статьи 1, статьям 2, 7, 15, 17, 18, части 1 статьи 19, статье 21, частям 1 и 2 статьи 43, частям 2 и 3 статьи 55 Конституции. Данные нормы позволяют образовательной организации не переводить на следующий уровень общего образования и отчислять по собственной инициативе, без учёта мнения родителей, обучающихся, получавших в данной организации основное общее образование, но не прошедших индивидуальный отбор для зачисления в профильные десятые классы при введении профильного обучения.

Итоговый вывод решения: оспариваемые положения не противоречат Конституции. По своему конституционно-правовому смыслу они

  • предполагают обязанность органов государственной власти субъектов РФ по обеспечению нормативно-правовых гарантий продолжения обучения по общеобразовательным программам среднего общего образования для обучающихся в рассматриваемых случаях, в том числе в других территориально доступных общеобразовательных организациях соответствующего субъекта РФ (муниципального образования);
  • без нормативного установления указанных гарантий не допускают в рассматриваемых случаях лишения обучающихся возможности продолжить обучение по общеобразовательным программам среднего общего образования в той же образовательной организации;
  • предполагают необходимость заблаговременного информирования обучающихся и их родителей (законных представителей) о предстоящем индивидуальном отборе.

Выявленный конституционно-правовой смысл оспариваемых положений является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Мотивы решения. В системе государственного минимального социального стандарта основных показателей жизни детей признается обязательность не только основного общего образования, но и среднего общего образования (см: Постановление от 7 июня 2000 года № 10-П). На государстве лежит обязанность обеспечить такую организацию учебно-воспитательного процесса в образовательной организации, которая отвечала бы задачам получения качественного и соответствующего современным требованиям образования, гарантируя при этом надлежащую заботу о детях и бережное отношение к ним (см.: Постановление от 14 ноября 2018 года № 41-П).

Субъекты РФ обязаны не допускать введения на региональном уровне таких условий продолжения обучения, в частности по программам среднего общего образования, которые подрывали бы доверие граждан к действиям государства и не обеспечивали бы на уровне всех субъектов РФ равных возможностей получения обязательного в Российской Федерации среднего общего образования. При осуществлении правового регулирования образовательных отношений предполагается, в частности, обязанность социального государства гарантировать гражданам, поступившим в общеобразовательные организации и успешно обучающимся по программам основного общего образования, по завершении освоения указанных образовательных программ продолжить обучение по образовательным программам среднего общего образования.

Формирование в отдельных общеобразовательных организациях профильных классов в условиях отсутствия объективной возможности организовать обучение по универсальному профилю порождает обязанность органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, выступающих учредителями таких организаций, гарантировать получение общедоступного среднего общего образования, предопределяющего, в конечном счёте, важные начала равенства стартовых возможностей свободного развития человека. При этом необходимо минимизировать  риски непредсказуемого изменения правового положения обучающихся в случаях перехода образовательной организации, в которой они обучаются, к реализации образовательных программ среднего общего образования исключительно по профилям, предполагающим углублённое изучение отдельных учебных предметов.

При наличии условия обязательного индивидуального отбора обучающиеся могут оказаться перед необходимостью перехода в другую образовательную организацию, если прогнозируют, что не смогут пройти с учётом уровня подготовки такой индивидуальный отбор. Они во всяком случае не должны быть лишены возможности приложить дополнительные учебные усилия для успешного его прохождения.

Акты международного права, использованные в Постановлении: статья 26 Всеобщая декларация прав человека (статья 26); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 13); Конвенция о защите прав человека и основных свобод (статья 2 Протокола № 1); Конвенции о правах ребёнка (статья 28); Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (принята Генеральной конференцией ЮНЕСКО 14 декабря 1960 года).