Искать
Общие фильтры
Только точные совпадения
Фильтр по пользовательскому типу записи
Меню
Нет товаров в корзине.
Постановление от 27 мая 2020 года № 26-П по делу об увольнении с военной службы военнослужащих, воспитывающих детей после расторжения брака

Правовые категории в Постановлении: военная служба; прекращение военно-служебных отношений; социальное государство; защита семьи; несовершеннолетние дети; лицо, воспитывающее ребёнка без матери (отца).

Заявитель: гражданка О.Н. Селина (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: абзац пятый подпункта «в» пункта 3 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», поскольку на его основании решается вопрос об увольнении с военной службы военнослужащих, после расторжения брака воспитывающих детей, не достигших 18 лет, при условии, что второй родитель ребёнка в силу объективных причин не имеет возможности участвовать в уходе за ним.

Позиция заявителя: оспариваемое положение противоречит статьям 18, частям 1 и 2 статьи 19, частям 1 и 2 статьи 38, части 1 статьи 46 Конституции, поскольку в правоприменительной практике оно не предполагает прекращения военно-служебных отношений по предусмотренному им основанию в том случае, если отец ребёнка не лишён родительских прав.

Итоговый вывод решения: оспариваемое положение не противоречит Конституции, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования:

  • направлено прежде всего на защиту интересов несовершеннолетних детей граждан, проходящих военную службу;
  • не предполагает произвольного, без тщательного исследования всех обстоятельств дела, отказа в увольнении с военной службы военнослужащих, после расторжения брака воспитывающих детей, не достигших возраста 18 лет.

Выявленный конституционно-правовой смысл оспариваемого положения является общеобязательным, что исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

Правоприменительные решения, вынесенные в отношении заявителя на основании оспариваемого положения, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

Мотивы решения. У военнослужащего отсутствует безусловное право на досрочное увольнение с военной службы на основании лишь своего свободного волеизъявления, что отличает военную службу как от работы по трудовому договору, так и от иных видов государственной службы и представляет собой важную особенность её прохождения. Это обусловлено правовой природой военной службы её специфическим назначением, целями сохранения боеспособности воинских подразделений, выполнения задач по обеспечению обороны страны и безопасности государства, направлено на обеспечение стабильности военно-служебных отношений и обороноспособности Российской Федерации (см.: Постановление от 21 марта 2013 года № 6-П).

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства предусматривает для военнослужащих комплексную систему социальных гарантий, которая направлена на обеспечение военнослужащим возможности надлежащей реализации родительских прав и обязанностей, и в то же время на создание для лиц, проходящих военную службу, благоприятных условий, позволяющих им эффективно выполнять обязательства, предусмотренные контрактом о прохождении военной службы. В связи с этим военнослужащий, воспитывающий ребёнка, не лишён возможности увольнения с военной службы как при наличии обстоятельств, предусмотренных оспариваемым положением, так и при их отсутствии, если есть уважительные причины, препятствующие прохождению военной службы, признанные таковыми заключением аттестационной комиссии.

Оспариваемое положение имеет целью соблюдение баланса публичных и частных интересов, в равной мере распространяется на всех военнослужащих, осуществляющих уход за детьми, не достигшими 18 лет, которых они воспитывают без матери (отца), и не предполагает произвольного применения. Предусматривая возможность увольнения с военной службы досрочно для военнослужащих, воспитывающих несовершеннолетних детей без матери (отца), оспариваемая норма вместе с тем не устанавливает критериев, на основании которых выделяется данная категория военнослужащих, и не содержит перечня лиц, к ней относящихся. При решении соответствующих вопросов необходимо исходить из целей правового регулирования, включающих выполнение конституционных требований по обеспечению жизненно важных интересов ребёнка, созданию условий, способствующих его всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию.

Акты международного права, использованные в Постановлении: Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) (пункт 2 статьи 3; пункты 1 и 2 статьи 27); Декларация прав ребёнка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года) (принцип 6).