Искать
Общие фильтры
Только точные совпадения
Фильтр по пользовательскому типу записи
Меню
Нет товаров в корзине.
Постановление от 3 ноября 2020 года № 45-П по делу о проверке конституционности части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 8 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»

Правовые категории в Постановлении: свобода совести и вероисповедания; религиозные объединения; информирование о деятельности религиозной организации; административная ответственность.

Заявитель: религиозная организация Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни» Долгопрудный (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: часть 3 статьи 5.26 Кодекса РФ об административных правонарушениях и пункт 8 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях».

На основании данных положений решается вопрос о привлечении к административной ответственности религиозной организации за осуществление деятельности без указания её официального полного наименования на жилом доме (при входе на земельный участок, на котором он находится) без учёта факта размещения таких сведений внутри этого жилого дома (при входе в используемые религиозной организацией отдельные помещения).

Позиция заявителя: взаимосвязанные оспариваемые положения не соответствуют статье 28, части 1 статьи 30, части 2 статьи 35, части 3 статьи 55 Конституции.

Итоговый вывод решения: оспариваемые положения не противоречат Конституции.

Конституционно-правовой смысл оспариваемых положений не предполагает привлечение религиозной организации к административной ответственности за осуществление деятельности без указания своего официального полного наименования на жилом доме (при входе на земельный участок, на котором он находится), адрес которого содержится в ЕГРЮЛ в качестве адреса данной религиозной организации, если она не осуществляет деятельность в этом доме либо если использует для осуществления деятельности его отдельные помещения и соответствующая информация размещена внутри жилого дома при входе в названные помещения.

Выявленный конституционно-правовой смысл оспариваемых положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Правоприменительные решения, вынесенные по делу заявителя, если они основаны на оспариваемых положениях в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Мотивы решения. Особенность свободы вероисповедания не предполагает обеспечения религиозными организациями, в отличие от некоторых иных видов юридических лиц, свободного доступа неограниченного круга лиц в места осуществления ими своей деятельности. Религиозная организация сама может определять, привлекать ли новых последователей соответствующего вероисповедания и действовать в этом направлении путём широкого информирования о своей деятельности или поступать более избирательно. Поэтому обеспечение доступа к месту деятельности религиозной организации неограниченного круга лиц, а следовательно, информирование неограниченного круга лиц непосредственно по месту деятельности религиозной организации о её официальном полном наименовании не может рассматриваться как её безусловная обязанность.

Использование религиозной организацией жилого дома в качестве места её нахождения исключительно в целях обеспечения или подтверждения формальных условий её правосубъектности как юридического лица, если свою деятельность она осуществляет в ином месте, не требует от неё размещения информации о своём официальном полном наименовании в виде вывески (таблички, стенда, указателя) на таком доме или при входе на земельный участок, на котором он находится, поскольку данная информация содержится в ЕГРЮЛ, являясь открытой и общедоступной.

В то же время если религиозная организация использует для регулярного осуществления допускаемой законом для неё в жилых помещениях деятельности, в том числе для проведения религиозных обрядов и церемоний, отдельные помещения такого жилого дома, то требование об указании ею своего официального полного наименования не может рассматриваться как избыточное. Оно направлено прежде всего на то, чтобы граждане, вступающие с ней в отношения, могли чётко осознавать, с какой именно религиозной организацией — при их многообразии — имеют дело.

Соответственно, для выполнения религиозной организацией предусмотренной оспариваемыми законоположениями обязанности указания своего официального полного наименования при осуществлении деятельности достаточно размещения информации о таком наименовании внутри жилого дома при входе в используемые ею помещения. Иное означало бы чрезмерное вмешательство государства в сферу гарантированной каждому свободы совести.

Акты международного права, использованные в Постановлении: Международный пакт о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 18); Конвенция о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 9).