Искать
Общие фильтры
Только точные совпадения
Фильтр по пользовательскому типу записи
Меню
Нет товаров в корзине.
Постановление от 5 июня 2020 года № 27-П по делу о запрете проведения публичных мероприятий ближе 150 метро от объектов социальной инфраструктуры и военных объектов в Самарской области

Правовые категории в Постановлении: политические права; право на манифестации; публичные мероприятия; место проведения мероприятия.

Заявители: граждане Н.П. Баранова, А.Г. Круглов и Д.И. Сталин (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: статья 3.4 Закона Самарской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в Самарской области», поскольку она устанавливает запрет на проведение публичных мероприятий в местах, расположенные ближе 150 метров от объектов социальной инфраструктуры образовательного, медицинского и религиозного назначения (зданий, занимаемых образовательными организациями, зданий и объектов, используемых для богослужений, проведения религиозных обрядов и церемоний, зданий, занимаемых организациями, в которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи), а также военных объектов.

Позиция заявителя: оспариваемое положение не соответствует части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статье 31, части 3 статьи 55, пункту «б» части 1 статьи 72 и части 2 статьи 76 Конституции, поскольку такой безусловный запрет:

  • не учитывает того, создаёт ли конкретное планируемое публичное мероприятие, исходя из обстоятельств его проведения, действительную угрозу правам и свободам человека и гражданина, законности, правопорядку, общественной безопасности;
  • не разрешает вопрос о его соразмерности степени такой угрозы;
  • выходит за конституционные пределы законодательных полномочий субъектов РФ.

Итоговый вывод решения: оспариваемое положение не соответствует Конституции, её статье 31, части 3 статьи 55, пунктам «в» и «м» статьи 71, пункту «б» части 1 статьи 72, части 2 статьи 76, поскольку в системе действующего правового регулирования установленный им запрет собраний, митингов, шествий и демонстраций в местах, расположенных ближе 150 метров от военных объектов, зданий, занимаемых образовательными организациями, зданий и объектов, используемых для богослужений, проведения религиозных обрядов и церемоний, зданий, занимаемых организациями, в которых осуществляется оказание стационарной медицинской помощи, выходит за конституционные пределы законодательных полномочий РФ.

Законодателю Самарской области надлежит внести в действующее правовое регулирование необходимые изменения.

Правоприменительные решения, принятые по делу заявителей, основанные на оспариваемых положениях, признанных неконституционными, подлежат пересмотру в установленном порядке.

Мотивы решения. Субъекты РФ обязаны учитывать благоприятные возможности для организации и проведения публичных мероприятий при определении специально отведённых для них мест. Определение законом субъекта РФ мест, в которых запрещается проведение публичных мероприятий, не должно необоснованно расширять федеральные запреты, приобретая по своим юридическим параметрам сопоставимое с ними или, более того, преобладающее значение в системе действующего правового регулирования свободы мирных собраний.

Власти субъектов РФ должны руководствоваться тем, что определение мест, в которых запрещено проведение публичных мероприятий, равно как и установление специально отведённых для этого мест, не может быть абстрактным, не привязанным к конкретным территориям (объектам). Оно обязательно предполагает необходимость учёта целого комплекса факторов, обусловливающих принципиальную недопустимость проведения публичного мероприятия в данном конкретном месте. Введение подобных запретов подразумевает, что они должны быть направлены на определение конкретных мест, продиктованное объективными потребностями, порождаемыми фактическими обстоятельствами, имеющими в своей основе казуальный (предметный) характер и не поддающимися нормативному обобщению (см.: Определение от 22 апреля 2014 года № 976-О).

Конституционный Суд РФ ранее сформулировал специальное предписание, согласно которому признание неконституционности соответствующих запретов требует внесения необходимых изменений в законы всех субъектов РФ, содержащие аналогичные положения (см.: Постановление от 1 ноября 2019 года № 33-П).

Акты международного права, использованные в Постановлении: Всеобщая декларация прав человека (статья 20); Международный пакт о гражданских и политических правах (статья 21); Конвенция о защите прав человека и основных свобод (статья 11).