Искать
Общие фильтры
Только точные совпадения
Фильтр по пользовательскому типу записи
Меню
Нет товаров в корзине.
Постановление от 9 апреля 2020 года № 16-П по делу о включении сведений об учредителях юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков

Правовые категории в Постановлении: свобода экономической деятельности; право на защиту; обеспечение государственных и муниципальных нужд; государственный информационный ресурс; контрактная система закупок; реестр недобросовестных поставщиков; учредитель акционерного общества.

Заявитель: гражданин В.В. Сонин (в порядке части 4 статьи 125 Конституции РФ).

Предмет рассмотрения: пункт 2 части 3 статьи 104 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку служит основанием для решения вопроса о возможности включения в реестр недобросовестных поставщиков информации об учредителях юридического лица – физических лицах, которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, лишая тем самым таких учредителей права на защиту своих законных интересов, в том числе деловой репутации.

Позиция заявителя: оспариваемое положение не соответствует части 3 статьи 5, части 2 статьи 6, частям 1 и 2 статьи 19, части 3 статьи 55 и части 3 статьи 123 Конституции, поскольку не позволяет осуществлять защиту нарушенных прав и деловой репутации, а возможность реализации права на защиту ставит в зависимость от обстоятельств, на которые лицо не может повлиять или которые не может изменить.

Итоговый вывод решения: признать оспариваемое положение не соответствующим Конституции, её части 3 статьи 17, статьям 19, 34, частям 1 и 2 статьи 46, части 3 статьи 55, поскольку оно позволяет включать в реестр недобросовестных поставщиков информацию о физических лицах – учредителях юридического лица, которые не являются его участниками (акционерами) к моменту заключения и исполнения этим юридическим лицом контракта в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Федеральному законодателю надлежит внести в действующее правовое регулирование изменения, вытекающие из Постановления.

Правоприменительные решения, вынесенные в отношении заявителя на основании оспариваемого положения, подлежат пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

Мотивы решения. Реестр недобросовестных поставщиков, будучи источником общедоступной информации, позволяющим сформировать мнение о конкретной компании, оценить её деловую репутацию, несёт в себе как регулятивные, так и предупредительные функции, осуществляемые уполномоченным органом посредством признания того или иного участника или заказчика не выполнившим надлежащим образом свои обязательства. Включение в данный реестр сведений об учредителях – физических лицах обусловлено правовым статусом учредителей, которые через своё корпоративное участие могут влиять на деятельность юридического лица (см. определения от 20 декабря 2018 года № 3234-О, от 25 апреля 2019 года № 922-О, от 29 мая 2019 года № 1376-О), что согласуется с необходимостью максимально возможной эффективности использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, участия физических и юридических лиц в осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на условиях добросовестной конкуренции и предотвращения злоупотреблений. Условия включения информации об учредителе юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков обусловливают необходимость обеспечения её объективной достоверности, что позволяет уполномоченному органу избежать необоснованности выводов о его недобросовестности (недобросовестном поведении) при заключении и исполнении принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств.

В случае выхода одного из учредителей – участника акционерного общества из его состава до заключения контракта, такой учредитель уже не может находиться в непосредственной юридической связи с деятельностью этого общества, поскольку уже не имеет его акций. Без исследования обстоятельств, подтверждающих или опровергающих добросовестность, разумность и осмотрительность действий (бездействия) физического лица – одного из учредителей общества в случае выхода такого лица из состава общества до заключения контракта (равно как и в случае, если это лицо не являлось учредителем общества, но сведения о нем как одном из учредителей внесены в данный реестр при регистрации юридического лица), невозможно установить обоснованность внесения сведений о нём в реестр недобросовестных поставщиков. Внесение таких сведений без учёта участия в деятельности недобросовестно действовавшего юридического лица, в том числе возможностей в той или иной степени влиять на деятельность акционерного общества в спорный период, не отвечало бы общим принципам юридической ответственности, не обеспечивало бы надлежащей защиты прав и законных интересов физических лиц – учредителей акционерного общества, которые не являются его участниками (акционерами).